Блаженный Иордан из Саксонии
Feb. 13th, 2006 09:56 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Блаженный Йордан из Саксонии был в 1222-1237 гг. Генеральным Магистром Ордена, первым преемником св. Доминика. Личностью он должен был быть незаурядной, об этом говорит множество воспоминаний о его деятельности. Но память, которую сохранил о нём Орден, перечёркивает все стереотипы.
Ему едва исполнилось 30 лет, когда его избрали Генеральным Магистром – после двух лет пребывания в Ордене, что также говорит о его незаурядности и различных талантах. Неутомимый организатор Ордена, много времени уделял посещению монастырей, писал пастырские письма к Ордену, отдельным домам, а также лично к некоторым братьям и сёстрам. Под его руководством установилось правило, что в каждом монастыре должна быть богословская школа.
Прославился блаж. Йордан также как «проповедник университетов», потому что привлёк в Орден множество студентов и профессоров. Наиболее известен среди них, пожалуй, св.Альберт Великий – выдающийся естествовед, философ и теолог. Традиция Ордена показывает св. Йордана как человека, неравнодушного к проблемам каждого из братьев, полного доброты, особенно по отношению к тем, кто ещё не укоренился в Ордене, и к отступникам. Он погиб в кораблекрушении, и этот год можно считать годом окончания формирования Ордена.
ЛЕГЕНДЫ
Как магистр Йордан радовался потере глаза.
Когда в результате тяжёлой болезни Йордан полностью ослеп на один глаз, он сказал своим братьям: «Возблагодарите Бога, братья, за то, что я потерял одного из врагов. Но молите Господа, братья, чтобы Он, если есть на то Его воля, оставил мне второй глаз».
Как магистр Йордан был обманут бродягой.
Однажды магистр Йордан отдал свою одежду бродяге, который походил на бедного и больного. А тот потом отнёс её в корчму. Брат, который это видел, сказал магистру: «Неплохой подарок ты сделал этому нищему: он уже отнёс его в корчму!» Магистр ответил: «Я сделал это, посчитав, что он беден и болен, что ему нужна помощь. Мне очень захотелось помочь ему. Ещё я думаю, что лучше утратить свою одежду, чем сочувствие при виде чужой беды»
Почему гуманисты вступают в Орден чаще теологов
Когда магистра Йордана спросили, почему гуманисты приходят в Орден чаще, чем теологи, он ответил: «Хорошим вином легче упиться крестьянину, который обычно пьёт воду, а для дворянина или мещанина даже самое сильное вино – пустяк, потому что он имеет его каждый день. Гуманисты всю неделю пьют воду Аристотеля и других философов, и когда им удаётся глотнуть вина воскресной или праздничной проповеди, они оказываются опьянёнными Духом Святым, и часто не только своё имущество, но и себя самих жертвуют Богу. Теологи же слышат эти слова намного чаще, поэтому иногда их отношение можно сравнить с поведением неотёсанного нищего с паперти, который при алтаре ведёт себя без почтения, и то и дело поворачивается к нему задом, т.к. для него бывать в церкви – дело привычное».
О том, что братьям должно избегать почестей.
Однажды в присутствии магистра Йордана кто-то упомянул одного выдающегося и набожного брата, которому, мол, хорошо бы стать епископом. На что Йордан ответил: «Я предпочёл бы видеть этого брата в гробу, нежели на епископским троне».
Как магистр Йордан отомстил за обиду, причинённую матери.
Один немецкий дворянин отобрал у матери магистра Йордана корову. Магистр же привлёк в Орден сына этого дворянина. Вскоре к нему пришла делегация с жалобой от имени дворянина, мол, магистр отобрал сына у отца. Йордан поспешил успокоить визитёров: «Вы же знаете, что по германским законам сын должен отомстить за обиду, причинённую матери, и никто в Германии не считает это чем-то неправильным. Ваш господин обидел мою мать, отобрав у неё корову. Почему же он теперь жалуется, что я забрал у него бычка?»
О том, как исходя из малой части можно додумать целое.
Однажды тамплиеры пригласили магистра Йордана, прочитать для них лекцию. Несмотря на то, что он совершенно не знал французского, а все тамплиеры были французами, магистр охотно согласился. Когда все расположились, оказалось, что с того места видна какая-то старая стена, высотой в человеческий рост. Магистр, желая с самого начала убедить слушателей, что хотя он и плохо знает французский, но надеется, что по одному слову можно будет понять целое высказывание, сказал им так: «Если бы осёл стоял вон за той стеной и поднял голову так, что нам были бы видны только его уши, мы бы всё равно догадались, что за стеной стоит целый осёл. Так по малой части можно узнать целое. И так же можно по одному понятному слову додумать целое предложение, несмотря на то, что оно будет звучать по-немецки».
Что магистр Йордан сказал новициям, которые смеялись во время молитвы.
Однажды магистр был в пути с несколькими новициями, которых принял в местности, где не было монастыря. Во время совместного повечерия на постоялом дворе один из новициев начал смеяться, что рассмешило по очереди всех остальных. Один из братьев магистра попробовал призвать их к порядку, и это вызвало ещё больший смех. По окончании молитвы, когда было преподано благословение, магистр обратился к нему: «Кто же тебя, брат, назначил магистром наших новициев? Разве тебе пристало делать им замечания?» А потом, обращаясь к новициям, сказал: «Дорогие мои, смейтесь сколько можете и не обращайте внимания на этого брата. Я разрешаю вам. Действительно, вы должны смеяться и радоваться, что вышли из дьявольского заточения, что разбиты оковы, в которых дьявол держал вас столько лет. Смейтесь же, дорогие, смейтесь!» Слова эти подняли их дух, и с тех пор у них больше не возникало стремления к пустому смеху.
Как магистр Йордан смягчил сердце сурового брата.
Магистр делал всё возможное, чтобы принять назад в Орден одного отступника. Когда он прилагал старание, чтобы братья на капитуле дали на это согласие, а один из них упорно сопротивлялся, Йордан сказал: «Допустим, у него на совести много грехов, однако если мы его не вернём, он может погрязнуть в грехах ещё сильней.» Но брат твердил, что ему это безразлично. Тогда магистр ответил ему: «Если бы ты, брат, пролил за него хоть одну каплю крови, как Свою кровь пролил за него Христос, вряд ли тебе было бы всё равно». Пристыженный брат упал ниц в раскаянии и сейчас же выразил своё согласие.
Что лучше: молиться или трудиться?
Один брат спросил магистра Йордана, что лучше: отдаваться молитве или изучению Святого Писания? А тот в ответ спросил: «А что лучше: пить или есть? Ведь мы нуждаемся попеременно как в одном, так и в другом».
Перевод на польский: Jacek Salij OP
Пересказала: ave2000